Искусство венчальных свечей в Головинском монастыре
Изучая дореволюционные архивы Казанского Головинского женского монастыря, нам в руки попало довольно любопытное письмо от Московского Епархиального церковно-свечного завода.
В обращении к настоятельнице Головинской обители игуменьи Евгении в 1917 году в частности указывалось:
“…завод в настоящее время испытывает крайнюю нужду в венчальных свечах за отсутствием мастеров по уборке таковых.
Правление Московского Епархиального церковно-свечного завода в надежде, что из среды сестер ввереной Вам обители найдутся знающие искусство по выработке восковых цветов для уборки венчальных свеч…”
Обращение к сёстрам Головинского монастыря видится нами не случайным! Среди них действительно были искусные мастерицы в области церковно-прикладного искусства. О чем хотя бы говорит участие монастыря на Всемирной Парижской выставке в 1900 году, где за золотошвейную работу с жемчугом обитель получила Гран-при.
Но что же было своего рода уникальным в производстве казалось бы свечей для венчания?Дело в том, что недостаточно было иметь простой станок для производства свечей, так как дореволюционные венчальные свечи имели некоторые особенности. Они непременно украшались цветами, которые были также сделаны из воска.
Да-да! Это сейчас такого рода свечи встретить практически невозможно, а вот каких-то 70-80 лет назад свечи такого типа были довольно распространены.
В некоторых музейных экспозициях ещё сохранились свадебные свечи (в данной публикации они представлены). На первый взгляд может показаться, что это искусственные цветы, однако это будет неверно. Каждый листок, пучок и бутон выполнен из самого настоящего воска. Это был действительно кропотливый труд, которые требовал определённой снаровки и умения.