Протоиерей Аристарх Израилев — хранитель истории
Головинского монастыря
Труд протоиеря Аристарха Израилева до сих пор является основным дореволюционным источником по истории некогда цветущей Головинской обители.
Довольно интересная была жизнь у отца Аристарха. Он родился в 1817 году в Ярославской губернии. Спустя 10 лет его семья переезжает в Ярославль. С самого раннего детства будущий исследователь Головинского монастыря проявлял интерес к музыке и колокольному звону. В годы обучения в семинарии выбрал для себя изучение музыкальной акустики. Будучи священником в городе Ростов Великий он с особым интересом начинает изучение музыкальных колебаний и звуков. Именно здесь священник Аристарх “изготовил десятки камертонов, многие из которых были представлены научному сообществу и широкой публике на выставках в России и за рубежом. В 1872 г. в отделе прикладной физики Московской политехнической выставки экспонировал 56 камертонов диапазоном от 435 до 870 колебаний в секунду (от 217,5 до 435 Гц) с разностью колебаний в 7-8 единиц, за что получил Почетный адрес”.
Но этим не ограничивалось его исследование музыкальных звуков. Он продолжает выступать со своими изобретениями (камертонами) и зарубежом. В 1873 году отец Аристарх принял участие в Венской выставке, за что получил “Медаль заслуги”. Его работы были представлены на выставке и в Париже, где также батюшка был удостоен награды.
Но главная работа протоиерея Аристарха Израилева- это изучение колокольного звона. Его труд «Ростовские колокола и звоны» – это
первое в России акустическое и музыкально-историческое исследование колоколов.
В 1884 году отец Аристарх был удостоен Высочайше ауиденции у самого императора Александра III. Ещё бы, ведь именно батюшка пожертвовал в Петербургский храм Спаса на Крови (Воскресения Христова) целую коллекцию настроенных часовых колокольчиков, на которых он сыграл гимны: «Боже, царя храни» и «Коль славен…».
По заказу императора именно протоиерей Аристарх настроил колокола Казанского собора Санкт-Петербурга, подтачивая каждый колокол до соответствия основного тона звучанию камертона.
Но что же послужило тому, что человек, посвятивший практически всю свою жизнь колоколам и церковному звону, вдруг пишет историческое исследование про Казанский Головинский монастырь?
Ответ довольно прост. С 1887 года по 1892 год отец Аристарх переезжает жить в Москву, а местом своего проживания выбирает местность неподалеку от Казанского Головинского монастыря. С этого времени он становится частым посетителем некогда цветущей обители. Довольно часто батюшка служил в монастыре, присутствовал он и при погребении главного ктитора Головинской обители – купца Н.И. Сидорова. До наших дней сохранилась даже небольшая брошюра с надгробным словом, сказанным отцом Аристархом в связи с кончиной Никиты Игнатьевича.
Именно в 1889 году протоиерей Аристарх Израилев ознакомившись достаточно с Головинской обителью издаёт свой всем известный труд “Описание Казанского Головинского общежит. жен. мон-ря, находящегося в Московском уезд”.
Иногда батюшка «давал концерты», исполняя на камертонах праздничные ростовские звоны. Такие мероприятия безусловно проходили и в стенах Головинской обители.
В 1898 году протоиерей Аристарх возвращается в родной Ростов, а затем спустя несколько лет и в Ярославль. Почил “мастер колокольного звучания” в 1901 году, но память о нем, как о великом музыкальном исследователе и изобретателе – жива до сих пор.
Стоит отметить, что в день отпевания батюшки поступили соболезнования от царской семьи, многих иерархов православной Церкви и даже от папы Римского. После погребения известного для многих священника звонили все колокола Ярославля и Ростова.
Вот такой священнослужитель: известный на весь мир и с незаурядной биографией, который составил историческое описание Казанского монастыря. Его труд является важным и главным источником для современных исследователей Головинской обители.
Вечная память протоиерею Аристарху Израилеву!
Труд протоиеря Аристарха Израилева до сих пор является основным дореволюционным источником по истории некогда цветущей Головинской обители.
Довольно интересная была жизнь у отца Аристарха. Он родился в 1817 году в Ярославской губернии. Спустя 10 лет его семья переезжает в Ярославль. С самого раннего детства будущий исследователь Головинского монастыря проявлял интерес к музыке и колокольному звону. В годы обучения в семинарии выбрал для себя изучение музыкальной акустики. Будучи священником в городе Ростов Великий он с особым интересом начинает изучение музыкальных колебаний и звуков. Именно здесь священник Аристарх “изготовил десятки камертонов, многие из которых были представлены научному сообществу и широкой публике на выставках в России и за рубежом. В 1872 г. в отделе прикладной физики Московской политехнической выставки экспонировал 56 камертонов диапазоном от 435 до 870 колебаний в секунду (от 217,5 до 435 Гц) с разностью колебаний в 7-8 единиц, за что получил Почетный адрес”.
Но этим не ограничивалось его исследование музыкальных звуков. Он продолжает выступать со своими изобретениями (камертонами) и зарубежом. В 1873 году отец Аристарх принял участие в Венской выставке, за что получил “Медаль заслуги”. Его работы были представлены на выставке и в Париже, где также батюшка был удостоен награды.
Но главная работа протоиерея Аристарха Израилева- это изучение колокольного звона. Его труд «Ростовские колокола и звоны» – это
первое в России акустическое и музыкально-историческое исследование колоколов.
В 1884 году отец Аристарх был удостоен Высочайше ауиденции у самого императора Александра III. Ещё бы, ведь именно батюшка пожертвовал в Петербургский храм Спаса на Крови (Воскресения Христова) целую коллекцию настроенных часовых колокольчиков, на которых он сыграл гимны: «Боже, царя храни» и «Коль славен…».
По заказу императора именно протоиерей Аристарх настроил колокола Казанского собора Санкт-Петербурга, подтачивая каждый колокол до соответствия основного тона звучанию камертона.
Но что же послужило тому, что человек, посвятивший практически всю свою жизнь колоколам и церковному звону, вдруг пишет историческое исследование про Казанский Головинский монастырь?
Ответ довольно прост. С 1887 года по 1892 год отец Аристарх переезжает жить в Москву, а местом своего проживания выбирает местность неподалеку от Казанского Головинского монастыря. С этого времени он становится частым посетителем некогда цветущей обители. Довольно часто батюшка служил в монастыре, присутствовал он и при погребении главного ктитора Головинской обители – купца Н.И. Сидорова. До наших дней сохранилась даже небольшая брошюра с надгробным словом, сказанным отцом Аристархом в связи с кончиной Никиты Игнатьевича.
Именно в 1889 году протоиерей Аристарх Израилев ознакомившись достаточно с Головинской обителью издаёт свой всем известный труд “Описание Казанского Головинского общежит. жен. мон-ря, находящегося в Московском уезд”.
Иногда батюшка «давал концерты», исполняя на камертонах праздничные ростовские звоны. Такие мероприятия безусловно проходили и в стенах Головинской обители.
В 1898 году протоиерей Аристарх возвращается в родной Ростов, а затем спустя несколько лет и в Ярославль. Почил “мастер колокольного звучания” в 1901 году, но память о нем, как о великом музыкальном исследователе и изобретателе – жива до сих пор.
Стоит отметить, что в день отпевания батюшки поступили соболезнования от царской семьи, многих иерархов православной Церкви и даже от папы Римского. После погребения известного для многих священника звонили все колокола Ярославля и Ростова.
Вот такой священнослужитель: известный на весь мир и с незаурядной биографией, который составил историческое описание Казанского монастыря. Его труд является важным и главным источником для современных исследователей Головинской обители.
Вечная память протоиерею Аристарху Израилеву!